14.06.2021      83      0
 

Темперамент детей

Оглавление1 Тестирование темперамента у детей1.1 Тест на определение темперамента1.2 Результаты тестирования темперамента у детей1.2.1 Типология…


Тестирование темперамента у детей

Дети с преобладанием меланхолического темперамента. Малыш-меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной, причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в длительных играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая новшества или включающая элементы соревнования.

Характерная для меланхоликов реакция на стресс – избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания. Родителям такого малыша следует запастись терпением и научиться понимать его. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно, тщательно подбирая задания, чтобы трудности нарастали постепенно, и он мог бы с ними справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает интерес к занятиям.

Дети с преобладанием флегматического темперамента. Это самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система достаточно хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Ему очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить.

Уже в четыре года ваш малыш-флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы – тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком – в большей степени монолог взрослого.

Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит высказываться. Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, – это задания на скорость (а также необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях). Для успеха ему нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять». Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более – немедленно, вы получите несчастного, плачущего ребенка, совершенно не способного заниматься чем бы то ни было.

Дети с преобладанием сангвинического темперамента. Эти дети отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку. Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро.

Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться – возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям. Сангвиник чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации мирно.

Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но при этом обдуманно.

Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь разрешения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью.

Дети с преобладанием холерического темперамента. Такие ребятишки напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления их быстро утомляют. Отсюда невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на него. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Нервная организация холериков вообще напоминает мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Упадок сил вполне естественно переходит в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве.

Если малышу не построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями стоит непростая задача – дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.

Тест на определение темперамента

Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите одно, наиболее свойственное вашему ребенку, и поставьте рядом значок «+».

Ваш малыш:

  • 1.
    а) неусидчив, суетлив;
    б) весел и жизнерадостен;
    в) спокоен и хладнокровен;
    г) стеснителен и застенчив.
  • 2.
    а) невыдержан и вспыльчив;
    б) энергичен и деловит;
    в) последователен и обстоятелен;
    г) теряется в новой обстановке.
  • 3.
    а) нетерпелив;
    б) не доводит начатое дело до конца;
    в) осторожен и рассудителен;
    г) с трудом устанавливает контакт с незнакомыми детьми.
  • 4.
    а) резок и прямолинеен в отношениях с детьми;
    б) склонен переоценивать себя;
    в) умеет ждать;
    г) не верит в свои силы.
  • 5.
    а) решителен и инициативен;
    б) быстро схватывает новое;
    в) молчалив;
    г) легко переносит одиночество.
  • 6.
    а) упрям;
    б) неустойчив в интересах и склонностях;
    в) обладает спокойной, ровной речью, с остановками:
    г) чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
  • 7.
    а) находчив в споре;
    б) легко переживает неудачи и ности;
    в) сдержан и терпелив;
    г) склонен уходить в себя.
  • 8.
    а) неосторожен;
    б) легко приспосабливается к разным обстоятельствам;
    в) доводит начатое дело до конца;
    г) быстро утомляется.
  • 9.
    а) играет рывками;
    б) с увлечением берется за любую новую игру;
    в) не растрачивает попусту сил;
    г) обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся.
  • 10.
    а) незлопамятен и боязлив;
    б) быстро остывает, если что-то перестает его интересовать;
    в) строго придерживается выработанного распорядка дня;
    г) умеет ладить с детьми.
  • 11.
    а) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью;
    б) быстро включается в новую игру и быстро переключаетесь на другую;
    в) легко сдерживает порыв;
    г) впечатлителен до слезливости.
  • 12.
    а) неуравновешен и эмоционален;
    б) быстро устает от однообразных игр;
    в) маловосприимчив к одобрению и порицанию;
    г) предъявляет высокие требования к родителям.
  • 13.
    а) бывает забиякой;
    б) общителен;
    в) незлобив;
    г) подозрителен, недоверчив.
  • 14.
    а) не терпит, когда ему противоречат;
    б) может долго играть, бегать;
    в) постоянен в своих интересах;
    г) очень чувствителен и легкораним.
  • 15.
    а) обладает выразительной мимикой;
    б) обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;
    в) медленно переключается с одного дела на другое;
    г) чрезмерно обидчив.
  • 16.
    а) решителен;
    б) сохраняет самообладание в неожиданной и сложной обстановке;
    в) ровно относится к своим приятелям;
    г) скрытен и необщителен.
  • 17.
    а) любознателен;
    б) обладаете веселым нравом;
    в) аккуратен;
    г) неактивен и робок.
  • 18.
    а) обладаете резкими, порывистыми движениями;
    б) быстро засыпает и пробуждается;
    в) с трудом приспосабливается к новой обстановке;
    г) безропотен, покорен.
  • 19.
    а) несобран;
    б) настойчив в достижении поставленной цели;
    в) инертен, малоподвижен, вял;
    г) ждет сочувствия и помощи от других.
  • 20.
    а) склонен к резким сменам настроения;
    б) рассеян, часто отвлекается;
    в) выдержан;
    г) чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.

Результаты тестирования темперамента у детей

Суммируйте количество ответов «а» и умножьте на 5. Вы получите составляющую холерического темперамента у ребенка. Проделав то же с ответами «б», вы узнаете, сколько в вашем ребенке от сангвиника, «в» подскажет вам составляющую флегматика, а «г» – меланхолика.

Тип темперамента ребенка вам придется «вычислять», присматриваясь к его особенностям и отвечая на вопросы за него. Для верности попробуйте сделать это самостоятельно и то же самое пусть сделает ваш супруг (супруга) – тогда ваша оценка темперамента ребенка будет более объективной. Поможет составленная психологами типология проявления темперамента у детей. Понаблюдав за ребенком, вы почти наверняка сможете определить, к какому типу темперамента он тяготеет.

Типология проявления темперамента у детей

  • Тип первый: движения вашего ребенка быстрые и резкие, он не может усидеть на месте и все время находится в движении, а сами его движения разнообразны. Ребенок очень быстро думает, моментально отгадывает загадки, тут же находит ответы на вопросы, да и сами вопросы сыплются из него как из рога изобилия, причем иногда он задает новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Ребенок очень быстро устанавливает контакты как с ровесниками, так и с более младшими или старшими детьми, а также со взрослыми. Круг его общения чрезвычайно широк, и ребенка, знакомство с которым насчитывает десять минут, он называет своим другом, а на следующий день благополучно забывает о его существовании. В целом характер живой, подвижный, но недостаточно уравновешенный. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к холерическому темпераменту .
  • Тип второй: ребенок движется то быстро, то медленно, движения стереотипные и монотонные. Четко выражена склонность реализовывать свою активность за счет внутренних побуждений, то есть все зависит от мотива деятельности. Скорость мышления так же нестабильна и неустойчива, как и скорость движений.
    Общительность ребенка незначительная и очень избирательная. Ребенок выбирает себе одного друга или подругу и общается преимущественно с избранным партнером. Слабая нервная система. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к меланхолическому темпераменту .
  • Тип третий: движения ребенка быстрые и разнообразные. Ребенка очень интересует все новое, он любопытен, все хочет знать, стремится решать одну и ту же задачу разными способами. C удовольствием включается в новую игру или деятельность, но без контроля взрослых может не довести дело до конца. Очень общителен и жизнерадостен. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к сангвиническому темпераменту .
  • Тип четвертый: движения ребенка выполняются в одном темпе и не отличаются разнообразием. Ярко выражено стремление длительное время заниматься чем-то одним. C удовольствием играет в школу, выслушивая длительные по времени объяснения, стремится все доводить до завершения, будь то игра или иное действие. Долго не утомляется и очень редко раздражается. Спокоен, уравновешен, несколько медлителен, настороженно относится к любым переменам в жизни и принимает их не сразу.
    Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к флегматическому темпераменту .


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сборно-разборная вышка ТУРА

Сборно-разборная вышка ТУРА

Столкнувшись с необходимостью выполнения каких либо работ на высоте, многие задумываются о строительной...

Поговори со мной

Поговори со мной

Оглавление1 Тест «Какой вы собеседник?»1.1 Результаты теста «Какой вы собеседник?» Тест «Какой вы...

Совпадение слов по значению

Совпадение слов по значению

Оглавление1 Тест «Выбери слово»1.1 Задание для теста «Выбери слово»1.1.1 Правильные ответы на тест «Выбери...

Напишите мне: